Что общего у Джеффа Безоса и дошкольников? Возможно, на поверхностном уровне не так много, но в 2018 году король электронной коммерции пообещал выделить 1 миллиард долларов на финансирование дошкольных учреждений Монтессори для малоимущих. Возможно, вы не знали, но вместе со многими техническими гигантами, основавшими Google®, и известными спортсменами, музыкантами и активистами, сам Безос получил образование Монтессори.
Услышав об этом привлекательном пожертвовании и некоторых выдающихся личностях, получивших образование по программе Монтессори, вы можете захотеть узнать больше о том, что такое Монтессори, а также о потенциальных плюсах и минусах этого образовательного подхода. Читайте дальше, чтобы узнать больше об этом уникальном стиле обучения.
- Что такое метод Монтессори?
- Плюсы образования Монтессори
- Акцент на практическом независимом обучении
- Расширенное социальное взаимодействие
- Независимость — опора
- Культивированная любовь к обучению
- Включая особые потребности
- Минусы Монтессори образования
- Это может быть дорого
- Это доступно не всем
- Учебный план может быть слишком свободным для некоторых
- Независимость — это еще не все
- Открытая структура класса может пугать некоторых.
- Теория Монтессори
- Принципы метода Монтессори
- 1. Независимость
- 2. Наблюдение
- 3. Следование за ребенком
- 4. Исправление ребенка
- 5. Подготовленная среда
- 6. Поглощающий разум
Что такое метод Монтессори?
Метод Монтессори был разработан доктором Марией Монтессори в начале 1900-х годов. Это особый метод обучения, ориентированный на ребенка, который включает в себя мероприятия под руководством ребенка (называемые «работой»), классы с детьми разного возраста и учителей, которые поощряют самостоятельность своих учеников.
Доктор Монтессори считал, что дети учатся лучше, когда они выбирают, чему учиться, и что сегодня философия присутствует в классах Монтессори. Класс Монтессори, вероятно, выглядит иначе, чем тот, к которому вы привыкли. Вещи, которые делают его уникальным, включают:
- Различные развлекательные станции для детей на выбор в течение дня.
- Учителя переходят из группы в группу вместо того, чтобы стоять перед классом.
- Нетрадиционная система оценок.
- Ориентация на учащегося в целом — учитывается социальное, эмоциональное, интеллектуальное и физическое развитие.
Как и в случае с любым другим методом обучения, некоторым учителям и родителям нравится такой подход, в то время как другим не нравится. Читайте дальше, чтобы узнать больше о некоторых потенциальных плюсах и минусах обучения Монтессори.
Плюсы образования Монтессори
Если вы когда-нибудь поговорите с преподавателем Монтессори, вы, вероятно, услышите каскад похвалы методу Монтессори. Системы образования, как правило, вызывают искреннюю страсть у учителей, которые их используют. Но каковы, в частности, плюсы Монтессори-образования?
Акцент на практическом независимом обучении
Классы Монтессори несколько славятся своей красотой. Много естественного света и свободного пространства — общие приоритеты в дизайне классной комнаты. На все это есть причина. «Создание красивой и доступной среды имеет первостепенное значение, поскольку дети направляют свое собственное обучение с помощью тщательно разработанных учебных пособий», — говорит Карен Рикс, основавшая международную школу Монтессори в Японии.
«Эти материалы приводят молодых учащихся к пониманию сложной лексики и открытию абстрактных идей благодаря практическому использованию конкретных предметов, созданных именно для этой цели», — объясняет Рикс.
«Лучшее в среде Монтессори — это то, что она позволяет детям работать, развиваться и учиться в их собственном индивидуальном темпе», — говорит Анитра Джексон, преподаватель Монтессори и автор « Хроник Момтессориана». «Детям предлагаются уроки, занятия и материалы, которые развивают их навыки — они прогрессируют в своем развитии как личности».
Как это выглядит? Ну, что-то вроде гигантской игровой комнаты-встречи-мастерской. «Мой любимый аспект Монтессори-класса заключается в сенсорных материалах, которые мы используем с нашими учениками, особенно в геометрических фигурах, буквах из наждачной бумаги и лестнице из цветных бусинок, используемой для арифметики», — говорит Мелисса Степьен, учитель в микро-школе Саннисайд.
«Эти самостоятельно используемые материалы дают студентам возможность развить свою концентрацию и координацию в дополнение к более традиционному академическому обучению», — говорит Степьен.
Расширенное социальное взаимодействие
Вы когда-нибудь замечали, как дети увлекаются тем, что делают другие дети? Монтессори извлекает выгоду из этого, объединяя детей разного возраста вместе в одной учебной среде. Степьен говорит, что большинство классов Монтессори предназначены для людей разных возрастов и предназначены для содействия взаимному обучению. Такое расположение может естественным образом привести к росту, которого может не произойти в классе с более равномерным возрастом.
«Эти смешанные возрастные группы позволяют детям учиться друг у друга, учить друг друга и развивать жизненные навыки, такие как включение и принятие», — говорит Джексон.
Независимость — опора
«Я ценила чувство уверенности и творческой свободы, которое вы развиваете», — говорит Лекси Монтгомери, выпускница Монтессори и владелица Darling Web Design. «Я думаю, что образование Монтессори лучше для развития предпринимательских навыков». Поскольку большая часть учебного процесса является самостоятельной, дети могут обрести чувство независимости и уверенности в своих силах намного быстрее, чем в традиционной школе.
«Студенты, которые знакомятся с классом Монтессори, как правило, более способны управлять собой и думать независимо», — говорит Степьен.
Культивированная любовь к обучению
Эта образовательная философия стремится поощрять любовь к учебе. «Я думаю, что самое большое долгосрочное влияние, которое я наблюдал, заключается в том, что Монтессорианцы постоянно интересуются людьми и окружающим их миром, рассматривая обучение как приятный на всю жизнь процесс, а не как бремя, которое заканчивается, когда звонит школьный звонок», — Рикс говорит.
Это особое преимущество может оставаться у детей на всю их жизнь и стать движущей силой в получении среднего образования, карьеры, профессионального обучения или даже просто в том опыте, который у них есть, и в людях, с которыми они сталкиваются.
«По моему опыту, у них есть желание и способность общаться с множеством людей и идей в самых разных ситуациях и контекстах», — говорит Рикс.
Включая особые потребности
Видение Марии Монтессори в области образования с самого начала охватывало детей с особыми потребностями. Она не только изучала интеллектуальные нарушения и нарушения развития, но и была содиректором института для учителей специального образования. Именно на этом фоне она основала свой первый «Casa dei Bambini» (Детский дом) для бесправных детей в Риме в 1907 году. Многие принципы Монтессори-образования хорошо подходят для учащихся с особыми потребностями.
Поскольку дети объединяются в группы с другими людьми разного возраста и имеют одного и того же учителя в течение трех лет, учащиеся с особыми потребностями, как правило, испытывают меньшее давление, чтобы идти в ногу со своими сверстниками, и имеют больше свободы учиться и расти в своем собственном темпе. Преемственность в классе также может помочь учащимся с особыми потребностями налаживать тесные связи в классе, создавая безопасную и стабильную среду для обучения.
Философия Монтессори «следуй за ребенком» позволяет всем детям, а не только детям с особыми потребностями, получить индивидуальное образование. В плане урока инструктора Монтессори может быть указано имя каждого ребенка с разными целями и идеями для их уникального стиля обучения. Это особенно помогает учащимся с особыми потребностями учиться в удобном для них темпе.
Минусы Монтессори образования
Конечно, это не означает, что каждый опыт Монтессори будет хорошим. С одной стороны, учителя, одноклассники и администрация школы могут серьезно повлиять на ваш опыт к лучшему. С другой стороны, есть некоторые аспекты культуры Монтессори, которые могут вызывать у некоторых проблемы.
Это может быть дорого
Школам Монтессори сложно поддерживать низкие цены. «Приобретение такого количества прочных и высококачественных учебных материалов, а также длительное и углубленное обучение использованию таких предметов для маленьких детей — дорогостоящее мероприятие», — говорит Рикс. «Вот почему наиболее полно реализованные программы Монтессори стоят дорого».
В то время как организации пытаются бороться с расходами от имени студентов — например, фонд, созданный Безосом, — для учителей не так много вариантов продолжения образования или сертификации по Монтессори. Рикс говорит, что «хотела бы видеть Монтессори-образование, доступное для всех взрослых, которые хотят «следовать за ребенком», и для всех детей, независимо от финансового положения их родителей».
Это доступно не всем
Для некоторых образование Монтессори идет рука об руку с тем, чтобы быть белым и привилегированным. Хотя это далеко не соответствует первоначальному видению Монтессори Марии, к сожалению, это норма. Поскольку эта философия образования переворачивает традиционную учебную программу государственных школ с ног на голову, большинство программ Монтессори являются частными, платными и регулируемыми. Это делает непропорционально трудным посещение таких школ для цветных учащихся из городских районов с низким доходом.
Однако есть некоторые чартерные школы Монтессори, которые более доступны. Национальный центр Монтессори в государственном секторе сообщает, что из 5000 Монтессори школ в США насчитывается около 500 государственных программ. Они, как правило, расположены в более разных районах и финансируются из федерального бюджета, что устраняет препятствия в оплате обучения.
Учебный план может быть слишком свободным для некоторых
В то время как «следующий ребенок» не должно быть истолковано как «пусть дети делают все, что они хотят» это все еще менее структурированная учебная программа, чем то, что вы могли бы найти в более общем подходе.
Учитель и помощник должны следить за тем, чтобы дети прогрессировали в темпе. В идеале такие компромиссы могут хорошо сработать. Но это также может создать пространство, в котором некоторые предметы могут упасть на второй план.
«Я бы изменила неаккуратность учебной программы», — говорит Монтгомери, оглядываясь на свой собственный опыт. «Я был очень плохо подготовлен к урокам математики и естествознания и чрезмерно подготовлен к урокам языка и искусства».
Независимость — это еще не все
Монтессори сильна в воспитании чувства независимости и самостоятельной работы. Но, как указывает Монтгомери, ситуации с трудоустройством не всегда такие. Предпринимательский склад ума, который может быть столь ценным, также может затруднить студентам совместную работу в командах и работу под жестким контролем.
«Школа Монтессори учит вас мыслить по-своему, а рабочая сила — это более командная среда», — говорит Монтгомери.
«Студенты могли бы получить больше поддержки для совместной работы», — говорит Степьен. «Сотрудничество — это не студенческая практика, которая хорошо освещена в учебной программе Монтессори». Поскольку в современном мире сотрудничество является таким ценным навыком, некоторые школы Монтессори определенно могут сделать акцент в этой области.
Открытая структура класса может пугать некоторых.
Детям нравится рутина и структура. Даже физические барьеры в виде парты, выстроенные в ряд, могут утешить некоторых учеников. Классы Монтессори построены так, чтобы позволять двигаться и меняться, и учителя, как правило, скорее направляют, чем прямо инструктируют.
Хотя это, вероятно, не является непреодолимым препятствием, об этом определенно следует помнить. Иерархия традиционных классных комнат дает учащимся меньше свободы, но она также может обеспечить классную среду, которая кажется упорядоченной, безопасной и рутинной.
Теория Монтессори
Теория Монтессори — это метод обучения, разработанный Марией Монтессори, где ключевыми принципами являются независимость, наблюдение, следование за ребенком, исправление ребенка, подготовленная среда и поглощающий разум.
Методы, концепции и основные принципы теории Монтессори могут применяться в любом возрасте. Именно в этих концепциях мы находим объяснение того, почему так обстоят дела в среде Монтессори.
Ниже приведены цели и убеждения, которых придерживалась Мария Монтессори в отношении своего подхода к обучению детей.
Принципы метода Монтессори
1. Независимость
«Никогда не помогайте ребенку с задачей, в которой, по его мнению, он сможет добиться успеха». — Мария Монтессори.
Цель обучения Монтессори в классах — сделать ребенка независимым и научиться делать что-то самостоятельно. Это достигается за счет предоставления детям возможностей. Возможность двигаться, одеваться, выбирать, чем они хотят заниматься, и помогать взрослым с задачами. Когда дети могут делать что-то сами, их вера в себя, уверенность в себе и уважение возрастают, и они могут продолжать это делать на протяжении всей своей жизни.
2. Наблюдение
Родителям легко наблюдать за ребенком или наблюдать за ним. Мы можем проводить бесчисленные часы, просто наблюдая за детьми и видеть, как они развлекаются, исследуя свое окружение. Это был простой метод, с помощью которого Мария Монтессори узнала о детях и разработала свои теории о детском развитии. Она наблюдала без предвзятых идей, которые помогли ей разработать материалы, которые были нужны детям и которые интересовали их. Наблюдение — это также способ, которым взрослые могут узнать, что нужно ребенку.
Например, если ребенок начинает стучать по предметам, это означает, что у него есть потребность в этой грубой двигательной активности, поэтому дайте ему барабан. Если дети толкают вещи по комнате и им нужно идти, но они еще не могут сделать это сами, помогите им или дайте им повозку, чтобы они толкнули. Вот как наблюдение может помочь создать гармонию, удовлетворяя текущие потребности ребенка.
3. Следование за ребенком
Следуйте ребенка, они покажут вам, что они должны делать то, что им необходимо развивать в себе и в какой области они должны быть оспорены в. Цель детей, упорствовать в своей работе с объектом, конечно, не «учиться»; они привлекаются к нему потребностями своей внутренней жизни, которые должны быть признаны и развиты с его помощью». — Мария Монтессори.
Судя по тому, что вы наблюдали по действиям детей, следуйте за ними в том, что им нужно делать. Если они хотят подняться, дайте им возможность подняться безопасным способом, не проявляйте чрезмерной защиты. Следование за ребенком также означает отсутствие директивы, не говорите ему все время, что делать. Дайте ребенку свободу выбирать, что он хочет или должен делать, и действовать самостоятельно.
Не говорите им, что они должны делать, а лучше предложите им выбор из различных материалов / игрушек. Кроме того, отойдите в сторону и наблюдайте за ребенком, что он делает, нет необходимости постоянно вмешиваться, если только он не стал действительно разрушительным и не собирается причинить вред себе или другим. Знание того, когда вмешиваться, — это навык, которому родители научатся по мере того, как они узнают своего ребенка и когда родители устанавливают для него ограничения.
4. Исправление ребенка
Дети делают ошибки. Они могут что-то пролить, непреднамеренно уронить еду и так далее. В подобных ситуациях не нужно повышать голос. Вместо этого спокойно осознайте ошибку: «О, вы пролили воду, почему бы нам не взять тряпку и не вытереть ее». Это возможность попросить ребенка проделать с вами полезную практическую работу. Вы обнаружите, что детям нравится убирать, поскольку они видят в этом то, что делают взрослые. Нет необходимости открыто указывать на ошибку ребенка, есть способ заставить его осознать ее.
Например, с тканевым нагрудником ребенок, который учится пить из стакана, обнаружит, что, если он опрокинет стакан слишком рано, вода прольется на него, и он почувствует это. Если они неправильно произносят слово, их не нужно исправлять, а лучше произносить слово правильно. Исправление детей может привести к тому, что они будут бояться делать что-либо из страха совершить еще одну ошибку.
Дети будут делать ошибки, и нам нужно учить их в хорошей манере. Предоставление детям свободы и выбора, поддержка их в их выборе, убедившись, что они в безопасности, питание их пытливых умов таким образом, чтобы они могли понять и соблюдать их потребности и удовлетворить их, может стать ключом к тому, чтобы помочь вашим детям полностью раскрыть свой потенциал.
5. Подготовленная среда
«Первейшая обязанность учителя — следить за окружающей средой, и это имеет приоритет над всем остальным. Это влияние косвенное, но, если это не будет сделано хорошо, не будет никаких эффективных и постоянных результатов любого рода, физических, интеллектуальных или духовных». — Мария Монтессори.
Подготовленная среда — важная часть Монтессори. Это ссылка, по которой ребенок может учиться у взрослых. Комнаты рассчитаны на детей, в них предусмотрены мероприятия, обеспечивающие успех, и предоставляется свобода передвижения и выбора. Окружающая среда должна быть безопасной, чтобы ребенок мог свободно исследовать ее. Окружение должно быть готовым и красивым для детей, чтобы приглашать их к работе.
Монтессори относится к работе как к занятию, которым занимается ребенок, или к тому, что многие люди могут назвать игрой. Она называет это работой, потому что именно через нее они создают себя, и это не просто игра. Их игра — это их работа, и они до сих пор получают от нее удовольствие. В таком случае роль взрослого — создать среду, в которой он будет учиться. Таким образом, развитие ребенка зависит от среды, в которой он или она находится, и эта среда также включает в себя родителей.
6. Поглощающий разум
Монтессори наблюдала, как дети изучают язык, а никто не учит. Это вызвало у нее идею «поглощающего ума». Детям в возрасте до трех лет не нужно брать уроки, чтобы учиться, они просто впитывают все в окружающей среде, переживая ее, будучи ее частью. Поэтому важно, чтобы окружающая среда была хорошей, приятной и позитивной, поскольку это то, что ребенок будет впитывать, независимо от того, хочет он этого или нет.
Язык взрослого — это язык, который легко усвоит ребенок. Будьте осторожны с тем, что вы говорите вокруг них. Даже если вы думаете, что они не слушают, поскольку они, возможно, еще не могут выразить себя, когда они это сделают, вы не захотите, чтобы они ругались в ответ. По этой причине не следует пытаться сказать ребенку «нет». Мы не хотим, чтобы они грубо говорили нам «Нет». Вместо этого мы говорим «Стоп», когда хотим сказать детям, что они делают неправильно.