Четверг, 27 июля 2017   Подписка на обновления  Письмо редактору сайта
Популярно
17:52, 25 сентября 2016

Моральное воспитание ребенка


vospitanieЕсть ли способы сделать агрессивного ребенка доброжелательным, а жадного – добрым? Возможна ли вообще технология обучения моральному поведению? С этой проблемой сталкиваются все взрослые. Для детей 2-3 лет другой ребенок – это всего-навсего движущийся объект, вроде кошки или игрушки на батарейках. Его можно толкнуть, наступить на него, чтобы подобраться к чему-то поближе, а отобрать у него яркую игрушку – это уж само собой. Для детей 4-5 лет ситуация усложняется: они нужны друг другу, чтобы играть, и вокруг игры складывается детское сообщество, подчас совсем несимпатичное: обнаруживаются свои «господа положения» (в основном те, кто умеет придумать игру, развивать ее сюжет, руководить ею), свои «подданные», свои «изгои», свои «взяточники», и свои «доносчики»; появляются способности к изощренной и тонкой политике, к манипулированию друг другом. Если не принять необходимы меры, каждый член такого сообщества усвоит ту модель поведения, которая приносит успех, без оглядки на моральные принципы и правила, остающимися для ребенка абстрактными нормами, неспособными регулировать его поступки.

Беспомощность родителей, бабушек и дедушек, воспитателей детских садов, перед такого рода проблемами обусловлена их психологической неграмотностью. Мы чувствуем, что моральное воспитание – особая, тонка сфера, но опереться нам не на что, и мы поступаем единственно доступным нам способом: начинаем учить «правильному» поведению точно также, как учим читать, считать, чистить зубы. Преподносим правила: нельзя толкаться, разрушать чужие постройки, брать чужое, лезть без очереди, потом требуем его немедленного и неукоснительного исполнения, кричим от беспомощности, от полного непонимания, что же со всем этим делать дальше.

Что же делать? Необходимо взглянуть на малышей другими глазами с тем, чтобы понять психологические мотивы их поступков, которые нам не нравятся.

Вот малыш идет в сад, он попал в новую для него обстановку, да еще лишился привычной опоры и защиты мамы, бабушки, близкого взрослого. Двух – трехлетнему ребенку надо усвоить многое: как и куда, складывать одежду, где сидеть, куда идти – в этом множестве новых правил моральные для него ни как не выделены, он вообще не в состоянии понять в чем дело. Он толкает другого ребенка не потому, что зол и агрессивен, а только потому, что тот мешает пройти куда-то; он выхватывает у соседа яркую игрушку не от жадности, а только потому, что та привлекла его внимание.

На этой стадии главная задача взрослого – пересечении агрессии и насилия детей по отношению друг к другу. Это вполне в силах взрослого, поскольку ребенок полностью ориентирован на него. Можно вовремя строго сказать «Прекрати!» — и порядок тут же будет восстановлен. Но обратите внимание, что он и дальше будет восстанавливаться при непосредственном вмешательстве взрослого. А можно, надев на палец бумажный колпачок с унылой физиономией, покачать им с горестным «Ай – ай» и тут же объяснить: пальчик сердится, потому что… Затем сменить колпачок, показав, как пальчик улыбается, довольный тем, что порядок восстановлен. И вы увидите как ребенок, радостно перенимая предложенный образец, качает пальчиком и говорит «Ай – ай» другому малышу в том случае, когда нарушено правило. Таким образом дети начинают обращать внимание друг на друга и усваивают первые моральные законы взаимодействия. Пальчик не только останавливает «насилие» — но обращает внимание каждого на «жертву», учит сострадать ей.

С трех лет начинают формироваться сложные психические процессы, определяющие каким станет малыш, когда вырастет: начинает развиваться Образ – Я, составляющий ядро личности. Важно, чтобы этот образ содержал положительные черты, с которыми впоследствии будет связана адекватная самооценка, необходимая для полноценного психического развития.

Данные задачи не такие сложные, как кажутся на первый взгляд, но только пока мы имеем дело с малышами, абсолютно доверяющими взрослому, пластичными, готовыми все воспринимать и меняться – если, конечно, взрослый будет правильно вести себя с ними. Помочь детям по-настоящему увидеть себя может коллективное рассматривание семейного альбома6 когда я был маленький, я был… А можно рассматривать друг друга в «волшебную» подзорную трубу, чтобы увидеть в другом ребенке обязательно что-нибудь хорошее: оказывается вот каким меня видят другие дети.

И тут же разыгрываются сценки, повторяющие недавние события: лиса сломала башню из кубиков, зайка плачет, петушок его утешает, дети дружно поддерживают зайку и осуждают лису, и только Степа молчит, уразумев вдруг, что вчера он поступил точно так же как лиса… главный психологический секрет вот в чем6 никто Степе не сказал, что он вел себя как лиса, никто не призвал его к ответу перед лицом товарищей – потому что в таком случае он, чтобы сохранить «лицо», т.е. свой образ в глазах товарищей и прежде всего в своих собственных, должен был бы защищаться: «А я что! Он сам построил башню не там!» и далее в том же духе. А тут никакого общественного разбирательства, ребенок не унижен в глазах других. Он становится способен на самую сложную психологическую операцию: посмотреть на себя со стороны и осудить свой поступок. Не себя как такового, а только свой поступок – конечно, случайный.

Потому подобное воспитательное «мероприятие», оставшееся для ребенка всего лишь игрой, не рекомендуется для детей 4-5 лет, там обязательно найдется кто-то наблюдательный, кто закричит: «так ведь это про нашего Степу. Степа ты лиса!!».


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2017 Мой малыш
Дизайн и поддержка: GoodwinPress.ru