Вторник, 26 сентября 2017   Подписка на обновления  Письмо редактору сайта
Популярно
17:48, 25 сентября 2016

Игровой уголок для детей


igrovoi-ugolokМногие родители задаются вопросом, в каком возрасте ребенок начинает нуждаться в личном пространстве, как организовать самостоятельную игру ребенка, какие игрушки выбрать, одним словом, как правильно создать домашний игровой уголок и в каком возрасте он должен появиться.

Ребенок первой половины раннего возраста (1-2 лет) существует в тесной связке с близким взрослым, его самостоятельные занятия очень кратковременны, он все время привлекает к ним взрослого. В то же время расширяющиеся возможности ходьбы и речи отрывают его от взрослого и влекут к освоению домашнего пространства. Весь дом – его развивающая среда, она широка и не концентрирована, хотя у него уже есть специальные развивающие предметы – игрушки. Но обычно они перемещаются вместе с ребенком туда, где находится взрослый. Задача взрослых – балансировать на грани запрещения-разрешения (позволить ребенку исследовать ближайшее пространство, но избежать при этом опасных последствий для него самого, других людей и вещей).

На подступах к дошкольному возрасту (когда ребенку исполняется два года) возникает необходимость в ослаблении тесной связи с близким взрослым, в формировании сосредоточенности на самостоятельных занятиях.

Иначе говоря, приходит время, когда ребенка надо «собрать». Развивающая среда должна отделиться от домашней обстановки в целом, сконцентрироваться в особом пространстве, где ничего не помешает ребенку заниматься своим делом, а он сам не будет мешать взрослым. Это значит, пора организовать игровой уголок.

Игровой уголок – это личное пространство ребенка, где он имеет возможность действовать. Как его устроить, чтобы ребенку было удобно, и он мог полноценно развиваться?

Прежде всего, для игрового уголка понадобится детский стол – простой, незатейливый, с ровной поверхностью, оптимального размера (50/70) для свободного размещения настольной игры, бумаги для рисования, конструктора и т.д. Нужны два детских стула (один для ребенка, другой для взрослого, который при необходимости может к нему присоединиться).

Стол надо разместить таким образом, чтобы было удобно действовать и сидя и стоя, со свободным подходом к любой стороне.

Обязательные элементы игрового уголка – открытый низкий стеллаж или этажерка (из двух – трех полок, по высоте доступной руке ребенка), несколько больших пластиковых или картонных емкостей (контейнеров) для игрового материала/ Необходимо также предусмотреть свободное место на полу, где ребенок может расставить игрушечную мебель, возвести постройку из кубиков, оставить все это на какое-то время без помех для окружающих. Эту «напольную» часть уголка нужно обозначить ковриком , например 70/70см.

Оформленный таким образом уголок займет немного пространства и при этом позволяет сконцентрировать материал для детских занятий. Ребенок получает личное пространство и личные вещи, которыми он свободно распоряжается сам (это важно для развития самостоятельности). В игровом уголке ребенок вправе и разбросать игрушки, и навести порядок.

Есть несколько ошибок в отношении родителей к личному пространству ребенка. Первая- отрицание необходимости такового по принципу: «Он везде может играть, мы ему не запрещаем». Вроде это хорошо, но в какие-то моменты жизни присутствие ребенка «везде» становится неудобным для взрослых, которым надоедает натыкаться на разбросанные повсюду игрушки. Ребенок не может сконцентрироваться на своих занятиях, т.к его отвлекают.

Другая ошибка: вплоть до 3-4 лет родители оставляют детский стол-трансформер, предназначенный для кормления ребенка раннего возраста. Подросший ребенок с трудом может забраться в это сооружение и выбраться из него, бортики мешают его ручной работе (особенно графической). От такого столика нужно избавиться по достижении ребенком двух лет.

Другая ошибка: уже в 3-4 года ребенку отдают настоящий письменный стол, по принципу: «Он уже есть, зачем что-то еще, ведь к школе все равно понадобится». Следуя такой логике «навырост», родители не отдают себе отчета, что из-за неприспособленности этой вещи к детским занятиям (высота стола, невозможность пристроиться к нему с разных сторон, действовать не только сидя, но и стоя), она также оказывается нефункциональной, в лучшем случае, эквивалентом полки, на которую складывают игрушки.

Чем наполнить игровой уголок? Подойдем к вопросу практически. Ребенку исполнилось 2 года и надо правильно наполнить игровой уголок. Начнем со стержневых материалов. Для сюжетной игры это средних размеров кукла и мягкая игрушка (например, плюшевый медвежонок). Такие игрушки-персонажи обычно становятся своеобразными компаньонами ребенка, объектом его эмоциональной привязанности. Необходим приклад к этим персонажам – игрушечная посуда, куклам кровать, кухонная плита, кукольная коляска (для девочки), грузовик (для мальчика).

Для конструирования и одновременно для игры понадобится большой строительный набор из дерева (с деталями различающимися по форме, длине, величине). Это универсальный материал, который пригодится ребенку вплоть до школы. Для рисования и лепки необходимы пластилин, стопка бумаги, простые и цветные карандаши, коробка красок и набор кистей. Дополним уголок несколькими настольными играми, стимулирующими исследовательскую деятельность. На стеллаже отведем место для детских книг.

Этот стержень, как бы «косяк» игрового уголка, скомпонованный в 2 года, послужит ребенку в течении всего дошкольного возраста.

Игрушки, которые накопились к двум годам нужно убрать. Игровые материалы, которые еще привлекают ребенка, можно сложить в один из контейнеров в игровом уголке.

Чтобы игровой материал стимулировал дальнейшее развитие ребенка, необходимо в 4-5 лет (на переходе от младшего к старшему дошкольному возрасту) пополнить игровой уголок материалами, также имеющими универсальное значение.

Надо иметь ввиду, при заполнении игрового уголка, что избыток игрушек (игровой уголок похож на магазин) плохо сказывается на развитии ребенка. Необходима оптимально насыщенная предметная среда, стимулирующая разнообразные занятия ребенка и в то же время, не перенасыщая его, а толкающая его на путь творчества, изобретательности.

Как же быть, когда в игровом уголке скапливается много ненужного? Время от времени стоит вместе с ребенком заняться расчисткой игрового уголка. Старые игрушки, изношенные выбросить, раздарить. Однако надо иметь ввиду, что дети – большие собственники и с неохотой расстаются даже с не особенно любимыми игрушками. Поэтому к расчистке нужно отнестись деликатно и поначалу, можно просто собрать часть игрушек и отправить на антресоли.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2017 Мой малыш
Дизайн и поддержка: GoodwinPress.ru